Плита ПБ1-20
Сборная плита укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог Серия 3.503.9-78 | ||||
Наименование | Размеры (ДхШхВ, мм) | Объем, м3 | Масса, т | Цена за 1 ед. с НДС, руб. |
Плита ПБ1-20 | 1000х1000х200 | 0,2 | 0,48 | 2281 |
Сборная железобетонная плита ПБ1-20 широко используется в дорожном строительстве в качестве элемента укрепления откосов, конусов, русел, канав и кюветов. Давайте более подробно рассмотрим причину применения данного изделия. В большинстве случаев сложно обойтись без дополнительного укрепления блоками бетонных плит в тех местах автодорог, где организуется сброс собранных поверхностных вод и как следствие большая скорость стока данных водных масс. В таких ситуациях уже на стадии работы над проектом в него закладываются плиты укрепления русел ПБ1-20. Они сохраняют откосы и конуса от попадания воды под конструкцию укрепления, от размывов подстилающих слоев, предотвращают деформацию покрытий кюветов и канав. Желательно не использовать данные конструкции в одной комбинированной схеме с габионами и засевом трав, так как зачастую она будет не эффективна.
Впрочем, сборные бетонные плиты укрепления откосов ПБ1-20 являются не единственными элементами, которые применяют в подобных работах с конусами и кюветами. Также вполне можно прибегать к помощи торкретбетона, бетонным сегментам. Часто используют плиты, выполненные из песчаного или рядового асфальтобетона. Нередка и технология работы с монолитным бетоном, георешетками, а также укрепления щебнем с последующим посевом травы. Выбор зависит от климата заданного участка, скорости схода воды и других параметров. Например, монтаж плит укрепления кюветов ПБ1-20 производят при скорости течения воды не более трех с половиной метров в секунду. В любом случае на каждом этапе строительных работ необходимо строго придерживаться всех нормативных требований. Тогда данные конструкции будут обладать необходимой прочностью и выполнять все те функции, которые были заданы им проектными решениями.
Укрепление конусов и откосов плитами ПБ1-20 производят вдоль земляного полотна с использованием бетонных блоков упора. Немаловажную роль играет крутизна склона. Она должна быть в пределах от 1:1 до 1:1,5 Часто данные изделия используют в сопрягаемых комплексных сооружениях водоотводящей дорожной системы. Скажем в гасителях и руслах, на дне кюветов и водоотводных канав. Последние служат для отвода воды от склона к пониженным местам рельефа на местности. Но только в тех случаях, когда это исключает подтопление, застой воды рядом с земляным полотном. Если на каком-то участке требуется полностью исключить впитывание воды в грунт, то дно кюветов предварительно гидроизолируют, а его поверхность укрепляют плитой ПБ1-20 для защиты от разрушений и размывов. Устройство кюветов в поперечном сечении обычно имеет трапецеидальную форму, а в отдельных случаях - прямоугольную или треугольную. Минимальное сечение канавы или кювета при необходимости можно увеличить путем углубления. Однако заданную ранее ширину по дну при этом оставляют неизменной.
Перед укреплением откосов и русел производят их планировку и уплотнение, очищают от строительного мусора. Выполняют разбивочные геодезические работы, благодаря которым в дальнейшем будет соблюдена ровность укладки плит ПБ1-20 в соответствии с проектными решениями. Планировка поверхности конуса и откоса производится вручную с помощью разбивочных отметок. Необходимое уплотнение достигается использованием вибротрамбовок. Разбивка откоса идет полосами по десять метров. По нивелиру забиваются колья, расположенные вдоль подошвы откоса по продольной линии проезжей части. На колья натягивается шпагат и с учетом коэффициента уплотнения фиксируются отметки по высоте подстилающего слоя. По мере надобности его можно выровнять путем подсыпки или выгребания щебня из-под плиты укрепления ПБ1-20
Схема монтажа плиты ПБ1-20
Укладку плит укрепления конусов и кюветов выполняют автокраном. В каждом ряду первая плита ПБ1-20 монтируется по линии шнура, а остальные - рядом с ней. Необходимо контролировать зазор между изделиями, который должен составлять один сантиметр. После того, как на дне кювета уложено от одиннадцати до пятнадцати плит, можно начинать монтировать их непосредственно на откосы и конуса. Поверхность русла вручную разбивается на карты 2х2м с помощью планок из антисептированных досок. Для того, чтобы планки были зафиксированы в проектном положении, по их бокам через слой щебня непосредственно в грунт забивают металлические штыри. Далее в карту засыпают тонкий слой цементного раствора и уже на него раскладывают плиты ПБ1-20 с заполнением всех полостей в их углах бетонной смесью. Стенки швов должны быть обязательно смочены водой. Порядок укладки плит укрепления откосов - снизу вверх, от одной карты к следующей.
Необходимо тщательно подходить к заделке швов между изделиями. Все они должны быть уплотнены металлической шнуровкой, а их уровень должен совпадать с поверхностью плит ПБ1-20 Этого можно добиться, загладив швы кельмой. Все это предотвратит попадание воды внутрь структуры укрепления русел и откосов. Ведь даже их незначительные разрушения быстро ведут к повреждению обочины и проезжей части на данном участке.
Технические требования к плите ПБ1-20
Плиты укрепления откосов, русел, конусов и кюветов производятся в соответствии с рабочими чертежами Серии 3.503.9-78
Плита ПБ1-20: тяжелый бетон класса по прочности на сжатие B15, по морозостойкости F200, по водонепроницаемости W6, арматура класса А-I весом 0,29кг диаметром 6мм, гравий прочностью не ниже М800, высокомарочный портландцемент, песок модуля крупности не более 2,5
Чертеж и схема армирования плиты ПБ1-20